Главная » Статьи » Область » Тень-64 |
Тень 64. Рецензия
Группа-тайна, группа-загадка. Полное отсутствие информации, - притом, что альбом записан на московской «Millenium Studio» и издан вполне официально фирмой «CD-Land». Известен лишь «порт приписки» - город Новый Оскол Белгородской области. Внутри обложки – только фамилии музыкантов да коротенькое сообщение о том, что группа стала лауреатом фестиваля популярной молодёжной музыки «Поколение-2001», проходившем в городе Губкине. Никакой информации в Интернете: масса сайтов предлагают лишь закачку песен, но нигде – ни слова о группе, ни одного фото. Неопределённость стиля: в сетевых каталогах альбом «Обрывки Фраз» можно найти в категориях «поп-музыка», «русский рок» и даже «альтернатива», - хотя ни под один из стилей музыка группы уверенно не попадает. Собственный сайт отсутствует. Плюс – постоянная путаница: порядок песен в альбоме не совпадает с указанным на обложке. Случайность, брак? Не факт: на всех сайтах, где можно скачать-услышать песни группы, та же картина. Плюс – по неясным слухам – вроде бы даже указанные на обложке альбома ФИО вокалистки, автора всех текстов и музыки Елены Фирсовой – не более, чем псевдоним (на некоторых сайтах с закачкой музыки автор текстов и музыки значится: Марценюк И.С.)… Тайна содержится и в фотографии на обложке. Надорванный листок со стихами на фонарном столбе. Как он попал сюда? Остановится ли кто-нибудь перед ним? Что это вообще – причуда городского сумасшедшего, чья-то шутка, или же – немой крик, обращенный к миру? Судя по содержанию альбома, – скорее, последнее… На развороте обложки – фото молодой женщины с одухотворенным лицом и внешностью школьной учительницы и трех молодых людей мрачноватого вида. Что за музыку могут они исполнять? Нечто камерное, возвышенное, правильное? Нет. Все каноны – к чертям. Законченный максимализм. Драйв – на полную мощность: если кому не хватает – заходите, они поделятся и ещё останется. Обо всём – прямым текстом, без стеснения. Правила построения альбомов не работают. Где это видано – альбом полностью из одних хитов? Кто так делает – 10 рок-боевиков подряд, друг за другом, а потом – две баллады? Правила русского языка взрезаны и перекроены под себя: мастерские строки, и тут же – намеренно-неправильное сочетание падежей, нарочитое изменение окончаний, сокращения слогов, слова-перевёртыши. Плевать. Если все, – то не мы. Формы мертвы, содержание обжигает. Intro. Уверенные фортепьянные аккорды, чёткий ритм баса. Оперно-торжественная, с готическим привкусом зарисовка «Саги», создающая настроение на дальнейшее. Тяжесть многотонного неба, давящего на ладони. Тяжёлая гитара и голос ещё не в полную силу. «Сонет». Общий всплеск – ритма, мелодии, эмоций. Жесткие, ревущие гитары переплетаются с простеньким сентиментальным кружевом клавиш. Яркая, берущая за душу мелодия сменяется низковатым, мятежно-чувственным голосом вокалистки: В доме света нет, Дом вонзён в темноту, А я сочиняю сонет, Я поглощаю пустоту… Размеренный такт часов, Отсутствие всяких теней – Но нет на бумаге стихов… ЗАТО ОНИ ЕСТЬ ВО МНЕ!!! А я сонет в подземном переходе читаю – Кто-то мимо пройдёт, ну а кто – улетает, Кто проронит слезу, кто в истерике бьётся, А кто-то послушает – а после напьётся За углом!... Безусловный хит – вторым же номером альбома... Преждевременная кульминация? И снова – нет. Дальше – по нарастающей: самая скоростная вещь альбома, «Записки». Киберпанк – пульсация синтезатора плавится в жестком отбое ритм-секции. Очередное послание миру: «На ветвях повисли записки, желали вечности близким и не близким» а иногда – послания и в прямом смысле: «Всем остальным – по fuck’у посланье, на долгую память!». Яростный вокал, временами неожиданно взлетающий в лирических распевах. «Где-То Без Тебя Пусто». Конечно, о любви. И снова необычный ракурс. Начало – на шёпоте, быстро переходящем в крик отчаяния, адекватно поддержанный плотной, насыщенной аранжировкой, на контрасте разбавляемой фортепьянным перебором. Никаких розовых соплей, без жалости – к себе самой, в том числе. Где-то без тебя пусто, где-то ты не нужен вовсе, А всего-то надо просто быть необходимым возле Кто-то стёр твоё лицо резко, не оставив даже глаз точек, И продал другому это место, что твоим казалось точно… Продолжение темы – «Который». Почти речёвочное начало. Оригинальный размер. О любви – под ритм, чёткостью и мощью напоминающий временами то техно-металлистов DIE KRUPPS, то вообще нацистские марши!.. Именно здесь неправильность падежей с лихвой компенсируется содержанием: Ты – жадный сети, ты – прочный сети, Ты – где-то посреди трав, Я – та, для которой Ты себя приготовил, Крепкою сетью став. При всей жесткости музыки и гитарном лязге – никакой механистичности. Музыка, голос, смысл текста – неразделимое целое. Живые эмоции, а грохочущая мощь саунда лишь подчеркивает глубину чувств. Чувств настоящих, рвущихся наружу, и другое музыкальное оформление здесь попросту неуместно. Пусть жесткая, пусть резкая – Зато не карамельная, Правдивая и честная, Живая, неподдельная - это уже из следующей песни. Настоящее музыкальное пиршество – притом, что ничего экзотического в альбоме не используется. Традиционные гитары, бас, клавишные, ударные, да и женским рок-вокалом давно уже никого не удивишь. Но – вокал вокалу рознь. Не обладая, с одной стороны, оперными данными, с другой стороны – запредельностью Янки, Елена Фирсова – это всё же уже и не Земфира, и не «снайперши». Это – дальнейшее развитие, это сильнее, откровеннее. Безумнее, в конце концов. «Пальцы В Мёд» - следующая вещь. Абстрактная зарисовка. Мощно, таинственно и красиво. Изламывающийся в дикой свистопляске ритм, торжествующий голос, то купающийся в брызгах гитарного шторма, то победно царящий над волнами музыки, а то и лукаво подгоняющий возгласами «хей!». Пусть сильнее грянет буря - и «кровь изменится цветом, сделается янтарной, в лёгких поселится ветер, станет разгонять «Житана»», а солнце станет цвета зверобоя. И нектарная сладость мёда вольётся в соты, наполняя тягучей влагой, и …Струится звук единый, обертоны режут воздух, Лихорадка губы красит, загоняя в сердце чувства, Долгожданным будет праздник музыкального безумства!.. Две следующих песни – о том, о чём, наверное, вообще никто ещё не пел. И уж точно об этом не может спеть ни один мужчина – за незнанием темы. Потрясающая своей предельной натуралистичностью картина в песне «Нянька»: жутковатые кадры словно бы из камеры пыток. «Наполовину взрезана под наркозом местным…», «…шов полосой через весь живот – скоро всё заживёт!..», «на кресле очередная в муках рожает, они её мамочкой кроют – она кряхтит и воет», «сегодня уже десятая – сейчас её распечатают», «работа была нелёгкою – твою маман заштопали!..». Да, это роддом, причём не элитарный, а как раз самый обычный, порядки и нравы в котором с советских времён изменились, скорее, к худшему. Безразличие, цинизм, взятки, которые «пьяная нянька берёт по десятке» и прочие прелести, явно списанные с натуры. Лёгкий смешок в вокале – но это смех явственно начинающейся истерики. И – никуда не исчезающий драйв с истошно бьющимися звуками клавишных, лишний раз подчеркивающий эту истерику. И вторая вещь, затрагивающая медицинскую тему, – на этот раз, пластическую хирургию. Хлёсткая, закономерно доходящая до грани издевки сатира над женщинами, уродующими свою внешность в угоду неизвестно кем придуманным стандартам красоты, с характерным названием «Пустоголовые». Здесь сполна достаётся всем – и тем, кто придумал эти стандарты, согласно которым даже Венера уже не эталон, и тем, кто тупо следует всему этому: Чучела модные! Светятся косточки, Плоские формы нате вам из кофточки! Что там показывать бесполую-полую – Лучше потрясывать силиконовою!.. И – по-прежнему драйв, с хардовым вступлением и гранжевыми вставками, язвительные интонации в вокале, пляшущие клавиши. Ярко, отчетливо и убийственно-убедительно. Нет, так нельзя. Жить с ними, с теми, о ком шла речь в двух предыдущих песнях? Ни за что. Нам - отсюда прочь. «Улетай!» - следующая вещь. Саундтрек к фильму «Мастер и Маргарита», написанный ещё до выхода фильма. Всего лишь один эпизод – полёт Маргариты. Только полёт, только упоение этим полётом. Только танец звёзд вокруг, только чередование полотен миров и дикий смех, шумящий хриплым ветром. И пусть за это приходится стать ведьмой, – ну и что с того?.. Самый простенький, граничащий с примитивностью текст альбома, самая простая, но по-прежнему мощная аранжировка, – но здесь большего и не нужно, здесь всё сказано и так. И даже отдающее поначалу фамильярностью сокращение «улетающая Марго» оправдано: Елена имеет на это право, в стремлении к свободе они – сёстры. Резкий спад напряжения, держащийся на протяжении всего альбома. «Песня Ни О Чём». Словно бы перекур после долгого путешествия. Неспешные размышления в кольцах сигаретного дыма. Завораживающий монолог-обращение. Сильный, чувственный вокал, предельная эмоциональная открытость, прорывающаяся хрипотцой горечь. И – выплеск в финале: «Или ты в меня совсем не веришь?.. Так подойди как можно ближе…». Заглавная песня в концовке. Только два инструмента – фоновый синтезатор и солирующее фортепиано. Спокойствие и умиротворение, нежность и доброта. Великолепный текст, в котором ловишь каждое слово даже при десятом прослушивании: И переносица разбита – поломали!.. И радио трещит: назавтра дождь и град… Вчера смеялась – а меня свистали, Сегодня – наблюдают каждый шаг Вокруг всё те же маски – только в одеялах, И драпируют души так, чтоб почерней… Ещё вчера от боли хохотала, Сегодня плачу… Что ж, зато честней!.. И – финальные строки альбома: Да будет так, как мне судьба постелет!.. Другое дело – рядом ляжет кто со мной?.. Ещё вчера сама с собой я пела – Сегодня буду петь – но лишь с тобой!.. Это танец. Танец по лезвию любви. Танец свободы. Свободы выбора, свободы быть такой, какой хочешь, выглядеть так, как нравится тебе, а не неведомым людям, задающим идиотские рамки. Свободы играть музыку в полный рост, не приглушая громкость гитар и не ретушируя выплеск чувств в угоду уродливому формату. Свободы выбора во всём – в поступках, в любви, в образе жизни, в кажущемся безумии выходок: «Сумасшедшим поэтом прослыть, для которого жить – кайфовать / И творить, и лепить, и любить, и постоянно что-то менять». Альбом максимально спрессован. На все 37 минут – ни одного пустого места. Ни одной лишней ноты. Проигрыши сведены к минимуму, соло-гитара практически отсутствует, а лидирующая роль клавиш несомненна (при ещё одной загадке: фамилии клавишника на обложке нет). Альбом невозможно не раздёргать на цитаты, – тексты замечательны и лаконичны, а в значительной части песен куплеты поются несколько раз, и при этом нисколько не затягивают песни. Несомненно также и мастерство всех без исключения музыкантов (Владимир Лазько – гитара, Дмитрий Ковалёв – бас, Антон Набоков – ударные): при сжатости песен альбом абсолютно наполнен Музыкой – Музыкой с большой буквы, богато, остроумно, вкусно и красиво аранжированной. Нельзя не отметить и великолепную работу звукорежиссера «Millenium Studio» А. Иванова. Что же до недостатков, – ну, разве что при первом прослушивании альбом кажется перенасыщенным драйвом. Но эта иллюзия сохраняется лишь до более внимательного ознакомления, после которого адекватность музыки глубине и силе текстов становится очевидной. И ещё одна трудность. Если поставить запись в режиме «нон-стоп» - очень трудно оторваться от прослушивания, даже когда альбом прокручивается уже четвёртый раз подряд. Если я ещё что-нибудь понимаю в музыке, ТЕНЬ-64 – это премьер-лига, господа!.. Пять баллов. Послушайте и передайте дальше. Автор: Алекс Драйвер http://www.nneformat.ru/reviews/?id=3217
| |
Просмотров: 1100 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0 | |